Группу инвалидности присваивает Бюро медико-социальной экспертизы.
Сначала нужно получить направление на МСЭ. Его выдает участковый терапевт в поликлинике, к которой прикреплён человек, или любое другое медицинское учреждение, а также имеют право выдавать отделения Пенсионного фонда и органы социальной защиты населения.
МСЭ проводят в бюро по месту постоянной или временной регистрации, или по месту прикрепления к поликлинике. Получить направление на МСЭ может и человек без регистрации.
По опыту Ночлежки:
Если у человека нет постоянного места жительства, в направлении медицинская организация указывает место пребывания или адрес его фактического проживания на территории РФ. Это предусмотрено приказом Минздравсоцразвития от 31.01.2007 №77 «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь».
Порядок действий:
1. Собрать необходимые документы для поликлиники:
2. Прийти на приём к участковому терапевту.
Он выдаст направления на посещение необходимых специалистов, список которых зависит от конкретного заболевания или травмы.
Если человек не может пройти врачей самостоятельно, участковый выпишет направление для обследования в стационаре.
Если у человека нет регистрации, то врач указывает в направлении место пребывания или адрес фактического проживания.
3. Пройти назначенные обследования.
Каждый врач должен выдать своё заключение.
4. Снова прийти на прием к участковому терапевту с заключениями от пройденных врачей.
На основании заключений терапевт даст направление на прохождение МСЭ, где напишет конкретный адрес и время, в которое нужно прийти на экспертизу.
Если сотрудник медицинского или социального учреждения отказывается давать направление на экспертизу, он обязан выдать справку об отказе в направлении на МСЭ. С этой справкой человек может обратиться в бюро МСЭ самостоятельноНа основании п.19 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".. Адреса по районам Санкт-Петербурга есть на сайте Бюро МСЭ.
5. Подготовиться к медико-социальной экспертизе.
Пакет документов, который нужно подготовить для прохождения МСЭ:
- Документ, удостоверяющий личностьПаспорт или временное удостоверение личности, выдаваемое на время оформления паспорта
- Полис ОМС
- СНИЛС
- Направление на медико-социальную экспертизу (либо справка об отказе в направлении)
- Медицинские документыСправки, медицинские карты, выписки из больниц о предыдущих госпитализациях, обращениях к врачам, подтверждающие нарушения здоровья
- Трудовая книжка (при наличии)
5 простых практических советов, которые помогут подготовиться к медико-социальной экспертизе:
1. Проверить правильность заполнения всех медицинских документов и направления на МСЭ.
2. Подготовить все медицинские документы, которые отражают состояние здоровья. Если были переломы, взять рентгеновские снимки. Если вызывали Скорую, взять все талоны вызова. Подготовить амбулаторную карту из поликлиники, больничные листы, выписки из стационара и все имеющиеся прочие медицинские документы. Не нужно самостоятельно оценивать их важность — это сделают врачи. Нужно предоставить им полную информацию о здоровье.
3. Принести на комиссию копии всех имеющихся медицинских документов. Мы подготовили образец заявления об истребовании копий документов в медицинском учреждении.
4. Принести на комиссию оригиналы всех документов.
5. Быть готовым ответить на вопросы врачей. Если человек волнуется и что-то может забыть, важно записать, какие препараты он принимает/принимал, в какой дозировке, где проходил лечение, сколько раз был на больничном за последний год и т.д.
6. Пройти медико-социальную экспертизу.
Экспертизу проводит консилиум врачей. Комиссия оценивает социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и других данные о человеке, а также полученные медицинские заключения и предоставленные документы. То есть комиссия рассматривает все стороны жизни и работы человека, не только здоровье. Например, кем он работает, как устроен его быт, один он живет или кто-то помогает.
При проведении экспертизы ведется протокол. Человек может ознакомиться с протоколом и попросить копию.
Важно
Медико-социальная экспертиза может проводиться на домуПункт 23 Постановления №95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом"., если человек не в состоянии прийти в бюро Медико-социальной экспертизы. В исключительных случаях экспертиза может проводиться заочно.
По итогам МСЭ комиссия определяет степень ограничения жизнедеятельности и выдает заключение: присваивать ли инвалидность, и если да, то какую группу.
На комиссии решение о признании инвалидом или об отказе принимается простым большинством голосов комиссии на основе результатов МСЭ. Решение объявляется лично, и в случае необходимости специалисты дают по нему разъяснения.
Человеку, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах МСЭ.
Можно оспорить решение комиссии. Об этом мы подробно расскажем ниже.
7. Получить справку об установлении инвалидности и ИПРА.
Если по итогам МСЭ человека признают инвалидом, ему на руки выдают справку об установлении инвалидности и ИПРА — индивидуальную программу реабилитации и абилитации. Это документ, разработанный специалистами бюро медико-социальной экспертизы. В нём указаны необходимые средства медицинской и социальной реабилитации для каждого конкретного человека.
Куда обращаться за получением помощи по ИПРА, будет написано в самом выданном документе.
Если у человека нет регистрации, ему нужно самому выбрать конкретное отделение Пенсионного фонда, в котором он будет получать пенсию. Точное наименование и адрес этого отделения нужно будет указать в документах, которые будут переданы в Пенсионный фонд.
В некоторых случаях сотрудники бюро МСЭ отправляют документы в Пенсионный фонд, иногда это приходится делать самому. Уточнить, как принято в конкретном бюро, стоит у сотрудников при получении документов.
8. Написать заявление на оформление пенсии в отделении Пенсионного фонда.
К заявлению нужно приложить:
- Документ, удостоверяющий личность
- СНИЛС
- Справку об инвалидности, которую выдали после МСЭ
- Трудовую книжку (если есть)
- Номер банковского счета, на который будут начислять выплаты
Вместе с заявлением о получении пенсии можно подать и заявление об отказе от набора социальных услуг.
Подавать заявления в ПФР нужно только раз, при первом получении инвалидности. При продлении и изменении группы информацию об этом ПФР получит самостоятельно.
9. Подтверждать группу инвалидности в следующие годы.
Помните, что установить инвалидность один раз недостаточно. Группу инвалидности нужно подтверждать, проходя повторное освидетельствование. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год.
Исключение: случаи, когда степень ограничения жизнедеятельности человека невозможно устранить или уменьшить. Тогда инвалидность устанавливается бессрочно.
Если ничего не меняется, на переосвидетельствовании инвалидность продлевают. Если здоровье улучшается, ее могут снять. Если ухудшается, группу инвалидности могут повысить.
Инвалидность — это не только состояние здоровья, но и ограничение жизнедеятельности. Поэтому если по истечении срока группы инвалидности состояние здоровья не меняется, а социальная и бытовая ситуации стали лучше, то группу инвалидности также могут снять.
Если группа инвалидности установлена у человека бессрочно и ухудшилось здоровье, он может обратиться к терапевту для повышения группы.
Порядок продления (или изменения) группы инвалидности такой же, как при первом оформлении.